О полезных CMS

С нового года по мере появления свободного времени занимаемся разработкой второй версии своей CMS на Symfony2. За это время, размышляя над назначением подобных системы, пришел к интересным выводам. В данный момент из цепочки разработчик-клиент системы решают исключительно проблемы разработчика (узкие решения не в счет), с натяжкой копирайтера, и ущемляют остальных на 146%, например, владельца или маркетолога.

Что мы имеем в качестве популярных CMS? Набор инструментов для работы со структурой сайта и редактированием страниц от разработчиков для разработчиков. Систему, которая помогает им с меньшими временными затратами создавать сайты. А что же владелец сайта? Он получает 10-20 служебных страниц, огромное число полей и текстовый редактор. Оставшись наедине с этим добром он теряется и, как правило, отстраняется, потому что:

  • знает для чего ему сайт, но не знает что с ним делать (в большинстве случаев);
  • должен изучить 2-3 сторонних сервиса для понимания работы сайта;
  • не получает мотивацию к действию (понимание что и когда менять);
  • не всегда знает что ему может помочь с сайтом его же разработчик.

Что важно для владельца сайта?

Владельцу важно понимать хорошо или плохо сайт работает. Посещает ли его целевая аудитория? Приходят ли заявки и обрабатывает ли их менеджер? Актуально ли содержание сайта? Система в первую очередь должна давать ответы на эти вопросы, а решать их должны специалисты:

Cайт должен привлекать внимание владельца.

  • увеличивать целевой трафик;
  • повышать конверсию;
  • делать целевые рассылки;
  • писать продающие тексты;
  • размещать информацию;
  • создавать новые разделы.

Но ответов на эти вопросы нет и нет мотивации к действию. Хотя, по большому счету, это элементарная информация, базовая статистика посещаемости и ключевых действий пользователя (количество срабатываний форм). Зная эти данные уже можно составить представление о работе сайта. Если надо больше информации идем в специализированный сервис.

Для входящих заявок должен быть удобный экспорт в популярные CRM, которыми пользуется клиент (например, 1С). Наверняка у менеджера уже есть устоявшийся процесс работы с заявками и сайт должен быть в него интегрирован. В противном случае он либо займет вторичное место, либо будет игнорироваться.

И, пожалуй, самое главное. Сайт должен привлекать внимание владельца: «Эй, я здесь! Я работаю! И могу еще лучше!». Для этого должны быть простые ежемесячные отчеты с базовыми показателями, которые отправляются на электронную почту. В идеале, помимо базовых показателей, должна быть система рекомендаций на их основе. Например, вы уже 2 месяца не добавляли новости, наверняка в компании произошло что-то интересное расскажите об этом.

Фрагмент с мотивацией к действию.

Что важно для студии или агентства?

Конечно же вторичные продажи. Владелец сайта получает информацию и мотивацию к действию, а студия или агентство возможность предложить свою помощь. Например: «Конверсия страницы «Клининговые услуги» упала на 5%, рекомендуем провести аудит»,— и тут же кнопка «Отправить заявку» или позвонить в службу поддержки.

Фрагмент с демонстрацей возможностей службы поддержки.

В коробочных CMS не привязанных к определённому разработчику можно рекламировать услуги профильных специалистов (фрилансеров, студий или агентств) — реклама исполнителей там где они нужны.

В сухом остатке

Полезная CMS должна:

  1. давать статическую информацию (посещаемость и полезные действия);
  2. быть инструментом для работы с заявками и запросами (либо выгрузка в CRM);
  3. обладать инструментами для анализа трафика (как минимум базовыми);
  4. служить инструментом для email-маркетинга (либо выгрузка данных в сервисы);
  5. мотивировать к развитию сайта (система подсказок и уведомлений);
  6. давать возможность быстрого контакта со специалистом (консалтинг или работы);
  7. давать возможность редактировать содержание сайта.

Думаю, грядет новый класс систем управления. Возможно, у них будет другое называние. Они будут ориентированы на решение бизнес-задач сайта, легко интегрироваться с сервисами статистики, обладать развитым экспортом данных (CRM, email-рассылки и т.д.), мотивировать владельца сайта к его развитию и помогать делать вторичные продажи сервисным компаниям. Возможность управления содержанием станет приятным дополнением к по-настоящему необходимой информации.

P.S.

Кто-то, возможно, спросит, а зачем нам своя CMS? Потому что это удобный и гибкий инструмент для создания нетиповых проектов, при сохранении плюшек, которые есть в коробочных системах. Так как мы стремимся максимально интегрировать сайт в бизнес-процессы клиента такой инструмент нам необходим.