Юрий Ветров. UX-стратегия

Ижевск попал в расписание Юрия между «Дизайн-выходными» в Нижнем Новгороде и конференцией о дизайн-системах в Сан-Франциско. Сейчас это самая горячая тема у «продуктовиков». Здорово, что у нас появилось возможность получить этот передовой опыт на примере проектов Mail.Ru Group.

Ретроспектива лекций

Раньше продукты менялись годами. Вспомните Виндоус на заре 2000-х. Сейчас все пришли к коротким итерациям, быстрым внедрениям изменений и их оценке. Рост компании приоритетнее качества дизайна. Когда продукт занял нишу на рынке, дизайн становится важен и встает вопрос, как организовать системную работу.

Старт лекций

На этот вопрос отвечает UX-стратегия. Важно осознать, что UX продукта включает в себя всю компанию: от организации бизнес-процессов до работы продукта. Для обеспечения качества дизайн-команда должна участвовать во всех этапах разработки. Юрий, сформулировал 3 этапа зрелости UX:

  1. оперативный — не «косячим» — организуем рабочий процесс;
  2. тактический — слаженная команда — принципы и гайдлайны;
  3. стратегический — понимание, куда идем — повышение ценности.

Дизайнер — важный элемент системы. Он должен быть проактивен и вовлечен в работу компании. Его задача — брать на себя ответственность за продукт. Не двигать пиксели, а решать задачи бизнеса и заработать кредит доверия в компании. Все чаще круг обязанностей продуктового дизайнера пересекается с функциями продуктового менеджера. Как следствие, нужно знать:

  • как работает компания и понимать, как продвигать идеи;
  • какие проблемы стоят перед продуктом и менеджерами;
  • как работают с продуктом пользователи;
  • какие проблемы фиксирует служба поддержки.
Просто хороший кадр ;)

Команда. Вычищаем микроменеджмент и налаживаем коммуникацию. Всех — от дизайнеров до разработчиков — нужно вовлечь в работу над продуктом. Общие обсуждения проблем продукта, презентации идей, мозговые штурмы, знакомство с результатами юзабилити тестирований и планами:

  • 2 недели — итерация;
  • 1 квартал — план работ;
  • 1 год — общий контур.

Откажитесь от талмудов с документацией и конвейерного производства. Идеи должны быстро уходить в тестирование и затем в реализацию. Создайте систему правил и библиотеку компонентов для дизайна и разработки. Мыслите масштабом платформы. «Финальные макеты» — это проект на продакшене. Идеальная цепочка производства: спецификация = дизайн = верстка → реализация.

Наберитесь терпения. Все изменения не получится внедрить сию минуту. Это продолжительный процесс, плоды которого станут видны постепенно, эффект будет нарастать. Автоматизируйте все, что можно. За 6 лет Юрий проделал огромную работу в Mail.Ru Group и собрал опыт на сайте UX-стратегия и в блоге. Обязательно посмотрите дизайн-систему Mail.Ru Group.

Впечатление и общение

Первый день был насыщен теорией. Юрий — человек-метеор. Очень быстро подает материал. Похоже, что с такой же скоростью он обрабатывает информацию. И это круто! Вопросы и перерывы давали возможность переварить материал. Это вершина дизайн-менеджмента.

Сектерты Mail.Ru ;)

Во второй день был открытый диалог с рассказами и примерами. Как каждый стандартизированный элемент упрощал работу. Как «улучшили», но рекламщики сказали, что упал доход и изменения откатили. Было множество вопросов: «как организовано это?» или «что используете для этого?».

Удалось мельком заглянуть «под капот» Mail.Ru. Посмотреть, какие инструменты использует Юрий для работы, черновые прототипы для отработки идей и концепт базы знаний с проблемами продуктов, над которой Юрий работает последнее время.

В ожидании бургеров :P

Хобби Юрия — бургеры. Теперь в списке бургерных есть Ижевск. После лекций была «афтепати» с дегустацией бургеров и ответами на оставшиеся вопросы. 4 часа лекций и еще 3 часа общения два дня подряд — каким нужно быть терпеливым? В плане бургерных предпочтений Юрий выделил KOTLETA BAR и BBQ Bar&Grill.

  • Как удается все успевать: работать, учиться, выступать, блог, дайджест?
  • Я не делаю того, что не должен.

Рады, что получилось организовать лекции Юрия. Собирать ссылки на материалы не буду, одной ссылки на UX-стратегию достаточно. Там очень много полезной информации. После нового года соберемся с мыслями, проанализируем опыт этого года, и весной определенно будут новые лекции.